Один из самых известных и древних сербских монастырей. Ансамбль фресок церкви Вознесения в Милешевой — один из шедевров сербского искусства Средних веков. Особо выделяется фреска Белый Ангел на гробе Господнем. Монастырь Милешева являлся одним из важнейших центров духовной и художественной культуры сербского народа. Расположен на реке Милешевце, близ Приеполья. Обитель построена в 1218 – 1219 гг. по благословению Св.Савы его племянником сербским князем Стефаном Владиславом (впоследствии королем Сербии). В 1236 году он перенес сюда мощи Св. Савы из Велико-Тырново в Болгарии, где тот умер. Основатель монастыря король Стефан Владислав был похоронен в его стенах, рака с его мощами находится в центральном храме. В 1377 году в монастырской церкви королем Сербии и Боснии был коронован боснийский бан Твртко I Котроманич. Здесь же Стефан Вукчич Косача был возведен в титул герцога Святого Савы, вследствие чего управлявшиеся им территории получили названия Герцоговины. В 15 в. здесь находилась кафедра митрополита Боснии и Герцоговины. В конце 16 в. монастырь посетили паломники из России, которые принесли с собой дары от Ивана Грозного и валашских и молдавских правителей. В 1594 году турки изъяли из обители мощи Святого Савы и публично сожгли их на холме Врачар в Белграде дабы сломить дух непокорных сербов. (Сейчас на холме Врачар воздвигнут храм, посвященный Святому Саве – самый большой православный храм на Балканах.) В оттоманскую эпоху турки много раз сжигали монастырь, но он постоянно возобновлялся, и в нем развертывалась большая культурная деятельность. В 16 в. в монастыре работала типография, в которой печатались богослужебные книги. В 1863 году была проведена новая реставрация монастыря.
Церковь Вознесения в Милешевой принадлежит к архитектурному типу рашской школы и представляет собой однонефную постройку простых геометрических форм с трехчастной апсидой. Церковь когда-то имела мраморный портал со скульптурным декором (сохранился один лев). Монастырь известен своими уникальными фресками. Росписи в наосе церкви имеют золотые фоны, расчерченные квадратиками, чем имитируется впечатление мозаики. Под этой фреской на южной стене изображен с макетом церкви в руках ктитор Владислав, которого Богородица подводит ко Христу. В нартексе и алтаре на синих фонах изображены архиереи, святые воины, мученики и монахи. В апсиде была изображена Богородица (фреска утрачена) и Поклонение святых отцов (фрагменты), в куполе — Вознесение, на восточной стене — редкая сцена «Христос благословляет апостолов перед Своим Вознесением». В пространстве господствуют изображения Великих праздников. Здесь впервые были написаны портреты сербских правителей династии Неманичей, что потом стало практикой при росписи храмов Сербии. Композиция «Жены-мироносицы» включает деталь Белый ангел — один из величайших шедевров сербского и православного искусства. Это тот самый Ангел, что во время оно сидел на камне, прежде закрывавшем вход в гробницу Иисуса Христа, и сказал пришедшим туда женам-мироносицам: «Не ищите Его среди мертвых, ибо Он среди живых». В 1236 году Владислав пристроил к храму внешний нартекс с боковыми капеллами, где поместил тело святого Савы, перенесенное из Тырнова. В это время исполнена огромная композиция Страшного Суда на основании текста святого Ефрема Сирина. Испорченная в результате разорений во время оттоманского ига, живопись монастыря Милешева восстанавливалась в 16 - 17 вв. Консервация фресок производилась в 50-е годы 20 века. Объемные археологические исследования и консервация закончены к 1996 году. В Милешевой находится могила Святого Владислава Сербского (в миру - сербского короля Стефана Владислава Неманича)